СКРИНИНГ ТРЕВОЖНО-ДЕПРЕССИВНЫХ РАССТРОЙСТВ У СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ
https://doi.org/10.52485/19986173_2024_1_81
Аннотация
Целью настоящего исследования явилось изучение частоты встречаемости симптомов тревоги и депрессии у студентов первых курсов медицинского университета в постканикулярный период.
Методы. В исследовании приняло участие 70 студентов первых курсов медицинского университета (средний возраст 17,9 ± 1,31 лет). Исследование проведено в рамках периодического медицинского осмотра участников в течение первого семестра (в ранний постканикулярный период). Была использована госпитальная шкала тревоги и депрессии (HADS).
Результаты. Анализ ответов на вопросы субшкалы тревоги HADS показал, что более трети участников анкетирования (38,6%) имели тревожные расстройства, из которых более половины участников (51,9%) нуждались в консультации клинического психолога или психотерапевта. У 21,4% участников выявлено чувство напряжения, 27,2% – страх, 24,3% – беспокойные мысли, 17,1% – невозможность расслабиться, 22,8% – внутреннее напряжение или дрожь, 40% – неусидчивость, 31,4% – паника. Анализ ответов на вопросы по субшкале депрессии HADS свидетельствовал о том, что 22,9% студентов имели депрессивные расстройства, из которых более трети (37,5%) нуждались в консультации клинического психолога или психотерапевта. У 27,1% участников отмечалось снижение/отсутствие удовольствия от чего-то, что раньше приносило положительные эмоции, 10% – невозможность рассмеяться, 15,7% – отсутствие чувства бодрости, 20% – медлительность, 15,7% – нежелание следить за своей внешностью, 18,6% – снижение чувства удовлетворенности от хобби, 20% – снижение чувства удовольствия от хорошей книги, радио- или телепрограммы.
Заключение. Расширение стандартного объема проведения периодического медицинского осмотра позволило провести скрининг психоэмоционального состояния студентов в постканикулярном периоде осеннего семестра и выявить группу риска развития и нарастания имеющихся тревожно-депрессивных расстройств в течение учебного процесса, что может оказать неблагоприятное влияние как на качество жизни студентов, так и на эффективность и успешность обучения.
Об авторах
А. В. ПетровРоссия
Красноярск, ул. Партизана Железняка, 1
М. М. Петрова
Россия
Красноярск, ул. Партизана Железняка, 1
Д. С. Каскаева
Россия
Красноярск, ул. Партизана Железняка, 1
Н. А. Шнайдер
Россия
Красноярск, ул. Партизана Железняка, 1;
192019, Санкт-Петербург, ул. Бехтерева, 3
Список литературы
1. Tiller J.W. Depression and anxiety. Med J Aust. 2013. 199 (S6). 28-31. DOI:10.5694/mja12.10628.
2. WHO. Mental health of adolescents [Internet]. 2021 Nov [cited 2023 Aug 7]. Available from: https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/adolescent-mental-health.
3. Mirzaei M., Yasini Ardekani S.M., Mirzaei M., Dehghani A. Prevalence of Depression, Anxiety and Stress among Adult Population: Results of Yazd Health Study. Iran J Psychiatry. 2019. 14 (2). 137-146.
4. Орлов А.В., Ротарь О.П., Бояринова М.А. и соавт. Тревожно-депрессивные расстройства – связующее звено между социально-экономическими, поведенческими и биологическими сердечно-сосудистыми факторами риска? Сибирское медицинское обозрение. 2017. (2). 60-66. DOI: 10.20333/2500136-2017-2-60-66.
5. Янковая Т.Н., Ильющенков П.А., Семионенкова Н.В., Аргунова И.А. Влияние выраженности тревожно-депрессивных расстройств на качество жизни студентов различного темперамента в системе высшего медицинского образования. IN SITU. 2016. 3. 56-58.
6. Незнанов Н.Г., Лиманкин О.В. Современные тенденции развития психиатрической помощи: от региональных моделей к общей концепции [Internet]. 2017 Сент [доступ 2023 июл. 21]. Available from: https://psychiatr.ru/download/3259?view=1&name=17-09-14_Ekarop_abstr_1.pdf.
7. Rosenberg A., Lenze E.J. More than just a pill. How to include psychosocial approaches sin the treatment of anxiety & depressive disorders. Mo Med. 2013. 110 (6). 517-523.
8. American Psychiatric Association. Practice Guideline for the Treatment of Patients With Major Depressive Disorder, Third Edition. Arlington, VA: American Psychiatric Publishing, 2010.
9. Davidson J.R.T. Major Depressive Disorder Treatment Guidelines in America and Europe. Journal of Clinical Psychiatry 2010. 71(Suppl E1):e04. DOI:10.4088/JCP.9058se1c.04gry.
10. Goodwin G.M. Revisiting Treatment Options for Depressed Patients with Generalised Anxiety Disorder. Adv Ther. 2021. 38 (Suppl 2). 61-68. DOI:10.1007/s12325-021-01861-0.
11. Bystritsky A., Khalsa S.S., Cameron M.E., Schiffman J. Current diagnosis and treatment of anxiety disorders. P T. 2013. 38 (1). 30-57.
12. Garber J., Brunwasser S.M., Zerr A.A., Schwartz K.T., Sova K., Weersing V.R. Treatment and Prevention of Depression and Anxiety in Youth: Test of Cross-Over Effects. Depress Anxiety. 2016. 33 (10). 939-959. DOI:10.1002/da.22519.
13. Корабельникова Е.А., Будик А.М. Клинико-патогенетические и терапевтические аспекты тревожных расстройств. Лечащий врач. 2009. 9. 36-42.
14. Российское общество психиатров. О перспективах имплементации в Российской Федерации рекомендаций экспертов ВОЗ в области охраны психического здоровья [Internet]. 2017 Дек. [доступ 2023 июл. 21]. Available from: https://psychiatr.ru/news/740.
15. Микиртичан Г.Л., Каурова Т.В., Очкур О.К. Комплаентность как медико-социальная и этическая проблема педиатрии. 2012. 11 (6). 5–10.
16. Кузюкова А.А. Психические расстройства в подростково-юношеском возрасте. М. ГЭОТАР-Медиа. 2021. DOI: 10.33029/9704-6108-2-PSY-2021-1-144.
17. Забозлаева И.В., Малинина Е.В., Кривулин Е.Н. Клинические особенности депрессий в детском возрасте. ч. Teta. 2014.
18. Albert P.R. Why is depression more prevalent in women?. J Psychiatry Neurosci. 2015. 40 (4). 219-221. DOI:10.1503/jpn.150205.
19. Nillni Y.I., Toufexis D.J., Rohan K.J. Anxiety sensitivity, the menstrual cycle, and panic disorder: a putative neuroendocrine and psychological interaction. Clin Psychol Rev. 2011. 31(7). 1183-1191. DOI:10.1016/j.cpr.2011.07.006.
20. Dunkel Schetter C., Tanner L. Anxiety, depression and stress in pregnancy: implications for mothers, children, research, and practice. Curr Opin Psychiatry. 2012. 25(2). 141-148. DOI:10.1097/YCO.0b013e3283503680
21. McHenry J., Carrier N., Hull E., Kabbaj M. Sex differences in anxiety and depression: Role of testosterone. Frontiers in Neuroendocrinology. 35 (1). 2014. 42-57.
22. Xin L.M., Chen L., Ji Z.P., et al. Risk Factors for Anxiety in Major Depressive Disorder Patients. Clin Psychopharmacol Neurosci. 2015. 13 (3). 263-268. DOI:10.9758/cpn.2015.13.3.263.
23. WHO. Age Group Codelist [Internet]. 2021 Apr [cited 2023 Aug 7]. Available from: https://apps.who.int/gho/data/node.searo-metadata.AGEGROUP?lang=en.
24. Hospital Anxiety and Depression Scale (HADS) [Internet]. 2019 Feb [cited 2023 Jun 16]. Available from: https://kim-rm.ru/assets/files/anketa-hads-(trevogi-i-depressii).pdf.
25. Казаковцев Б.А. Организация психологической, психиатрической и социальной помощи в образовательных учреждениях. Психическое здоровье. 2010. 12. 3–18.
26. Севрюкова Г.А. Адаптивные изменения функционального состояния и работоспособность студентов в процессе обучения. Гигиена и санитария. 2005. 1. 72–74.
27. Семке А.В., Шадрин В.Н. Распространенность психопатологических расстройств у студентов первого курса медицинского университета. Психическое здоровье. 2012. 4. 29–32.
28. Абасова Г.Б., Диханбаева Г.А., Абдихадирова А. Проблема тревожно-депрессивных расстройств у студентов высшего учебного медицинского заведения. Вестник КазНМУ, специализированный выпуск. 2012. 4. 1–3.
29. Деревянных Е.В., Балашова Н.А., Яскевич Р.А., Москаленко О.Л. Частота и выраженность тревожнодепрессивных нарушений у студентов медицинского вуза. Siberian Journal of Life Sciences and Agriculture. 2017. 1. 10-26. DOI: 10.12731/wsd-2017-1-10-28.
30. Батрымбетова С.А. Здоровье и социально–гигиеническая характеристика современного студента. Гуманитарные методы исследования в медицине: состояние и перспективы. 2007. 165–179.
31. Вельтищев Д.Ю., Марченко А.С. Генерализованное тревожное расстройство: проблемы диагностики, прогноза и психофармакотерапии. Современная терапия психических расстройств. 2013. 1. 17–22.
32. Павлов В.И. Формирование здорового образа жизни студенческой молодежи // Ученые записки. 2011. 3. 156–158.
33. Audrain-Mcgovern J., et al. Interaction effects of genetic predisposition and depression on adolescent smoking progression. Am. j. psychiatry. 2004. 161. 1224–1230.
34. Ross S., Cleland J., Macleod M. J. Stress, debt and undergraduate medical student performance. Med. Educ. 2006. 40. 584–589.
35. Камаев И.А., Васильева О.Л. Динамика заболеваемости и особенности медицинского обслуживания студентов. Здравоохранение Российской Федерации. 2002. 1. 18–22.
36. Латышевская Н.И. Гендерные различия в состоянии здоровья и качестве жизни студентов. Гигиена и санитария. 2004. 1. 51–55.
37. Розенфельд Л.Г., Батрымбетова С.А. Здоровье студентов по данным субъективной оценки и факторы риска, влияющие на него. Здравоохранение Российской Федерации. 2008. 4. 38–39.
38. Стрижев В.А., Бойко Е.О., Ложникова Л.Е., Зайцева О.Г. Тревожно-депрессивные расстройства в медицинской студенческой среде. Кубанский научный медицинский вестник. 2016. 2. 126-131. DOI: 10.25207/1608-6228-2016-2-126-131.
39. Mofatteh M. Risk factors associated with stress, anxiety, and depression among university undergraduate students. AIMS Public Health. 2020. 8 (1). 36-65. DOI: 10.3934/publichealth.2021004.
40. Minghelli B. Anxiety and depression in higher education students: Comparison between measurement instruments. Brazilian Journal of Mental Health. 2022. 14 (40). 108–120.
Рецензия
Для цитирования:
Петров А.В., Петрова М.М., Каскаева Д.С., Шнайдер Н.А. СКРИНИНГ ТРЕВОЖНО-ДЕПРЕССИВНЫХ РАССТРОЙСТВ У СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ. Забайкальский медицинский вестник. 2024;(1):81-99. https://doi.org/10.52485/19986173_2024_1_81
For citation:
Petrov А.V., Petrova М.М., Kaskaeva D.S., Shnayder N.А. SCREENING OF ANXIETY AND DEPRESSIVE DISORDERS IN MEDICAL STUDENTS. Transbaikalian Medical Bulletin. 2024;(1):81-99. (In Russ.) https://doi.org/10.52485/19986173_2024_1_81